Перевести страницу

О заводе

Рождение завода

Требовалось место для сохранения судов от ледохода, а также для ремонта их в зимний период. В то время наиболее удобным для этой цели оказался затон около деревни Михайловской, расположенной вблизи города Великий Устюг. Здесь в 1866 году и были построены первые дома-мастерские для выполнения ряда работ на пароходах, установленных на зимний период.


По описанию старожилов-рабочих и жителей древни, вначале это была деревянная изба с установленными в ней двумя верстаками и двумя маленькими станками с ручным приводом, на которых работала машинная команда. Кроме того, имелось деревянное здание кузницы на два горна, где меха приводились в движении е вручную.


Это были мастерские «Северо-Двинского пароходного общества». Рядом с ними позднее появились несколько меньших размеров мастерские судовладельцев Кострова и Володина. И только в 1898 году были построены медно-литейные мастерские, принадлежащие «Северному пароходному обществу», созданному в ходе конкуренции между отдельными пароходовладельцами. Одни разорялись, а другие объединялись в компанию. Так, в ходе конкурентной борьбы создалось Акционерное Северное пароходное общество «Котлас-Архангельск-Мурманск».


Со временем здесь стали заниматься не только ремонтом. Высокая стоимость пароходов при покупке за границей вызывала у судовладельцев стремление самим находить возможности и на месте пробовать силы в судостроении. Так, в 1887, а затем в 1897 годах появляются первые пароходы, построенные руками тружеников Михайловских мастерских. Корпуса и надстройки пароходов тогда изготавливались из дерева.


С ростом технической базы заложилась основа для развертывания металлического судостроения. В 1910 году вышел в плавание первый буксирный пароход с металлическим корпусом «Опыт», созданный в цехах Михайловских судоремонтных мастерских, а к 1915 году таких пароходов было построено уже десять. Они целиком, начиная от чертежа и кончая изготовлением паровых машин и котлов, создавались руками местных мастеров. Параллельно с металлическим судостроением увеличивается объем деревянного судостроения. Строятся баржи «сорокоуши» (местное, северное название барж длиной 40 сажен, или 80 метров) и другие суда. В полной мере использовался многовековой опыт устюгских мастеров-судостроителей, и после многих лет деревянное судостроение сосредотачивается в Устюге. Другие пункты судостроения ликвидируются. 

 

К началу 20 века судостроение занимало видное место в жизни устюгских судостроителей и судоремонтников. Об этом говорит и тот факт, что Михайловские судоремонтные мастерские уже к 1915 году получили название «Судостроительный завод Северного пароходного общества».

 

 

 

 


Дмитрий

Спасибо за список судов, построенных заводом, очень полезная информация!

Комментировать
Конструктор сайтов
Nethouse